Обзор интерьеров квартир выдающихся деятелей искусств – Антуана Д’Альбиуса и Ольги Киселевой


Фестиваль Deco Off и выставка Maison&Objet.
Обзор интерьеров квартир выдающихся деятелей искусств – Антуана Д’Альбиуса и Ольги Киселевой.

Фото: Ольга КУЛЕКИНА

Обширная программа поездки в Париж включала посещение выдающихся художников, проживающих в центре города. Одним из пунктов был визит к дизайнеру Антуану Д’Альбиусу (Antoine d’Albiousse) – креативному директору одноименной текстильной фабрики.

Он превратил свою квартиру в шоу-рум, и теперь охотно принимает в гости дизайнеров, декораторов, архитекторов, чтобы показывать свои ткани не только на вешалках и в книгах, но и «живом» интерьере своей квартиры. Он регулярно его обновляет и таким образом демонстрирует разные возможности декорирования.

Дизайн квартиры – очень оригинальный и нестандартный. Открыв входную дверь, мы попадаем в красный холл с множеством дверей, которые ведут в разные помещения. Обычно обилие дверей – скорее недостаток, чем достоинство. Но в данном случае это не бросается в глаза, поскольку все двери покрашены в цвет стен. Однажды и я использовала такой же прием в одном из интерьеров, чтобы избавиться от многодверия. В проекте «Квартира в центре Петербурга в традиционном стиле» я окрасила двери в бежевый цвет – в тон стен, а их необычное оформление позволило превратить их в декоративную деталь интерьера. Так же, как и Антуан Д’Альбиус в гостиной и столовой, я использовала лепнину на потолке спальни без люстры. С одной разницей: в наших интерьерах я всегда использую дополнительное освещение, которое обеспечивает равномерное заполнение помещения светом. Все эти приемы, модные в зарубежных проектах, я теперь часто применяю в своих работах.

Люстра – не частый атрибут европейских домов и квартир. Тем не менее, в данном интерьере холл украшает оригинальная люстра современного дизайна, напоминающего об американском стиле. Она удачно соседствует с гипсовой лепниной.

 Обязательная деталь европейских и американских интерьеров – картины. Первая работа встречает гостей в холле, над консолью. Взгляд посетителей также привлекает окно, декорированное римской шторой из тканей Антуана. Радиатор под окном окрашен в цвет стен и почти незаметен.

Переходим в гостиную. Непременный элемент интерьера – камин, выполненный из белого мрамора. В каждой его детали чувствуется любовь мастера к своему делу. Над каминным порталом висит зеркало, а не телевизор. Вся обстановка настраивает на тесное общение. Диваны здесь поставлены друг напротив друга, и даже стулья обращены спиной к камину.


Замечательно то, что в доме имеется библиотека. Здесь читают настоящие, а не электронные книги! И это неудивительно. Ведь книги по искусству надо держать в руке, чтобы вдохновляться хорошими репродукциями картин и изображениями интерьеров. При демонстрации одной из своих коллекций тканей хозяин сразу показал нам книгу о творчестве Сони Делоне (Sonia Delaunay), которая вдохновила его на создание современной коллекции. Знаменитая художница-абстракционистка родилась на Украине, а воспитывалась в семье дяди в Санкт-Петербурге. В 1905 году она переехала в Париж, где получила известность как автор живописных работ, а также модельер и дизайнер. Соня Делоне стала крупным мастером ар-деко и одним из основоположников орфизма – направления авангардной живописи.

На картинах художников-орфистов геометрические фигуры и «солнечные круги» во всевозможных цветовых сочетаниях передавали динамику и энергию движения. Именно такие композиции появились и в новой коллекции тканей Антуана. Орнаменты с кругами напечатаны на модном сейчас хлопке. Хотя это один из древнейших материалов, он не утратил актуальности и очень востребован в современных коллекциях.

Окна в пол украшены шторами из тканей фабрики Антуана Д’Альбиуса и такими традиционными элементами, как раздвижные шпингалеты, или кремоны. Блокировочный механизм крепится на вертикальной стальной пластине и устанавливается на окна и двери. Поворот ручки поднимает и опускает шток, выпуская тяги с концов задвижки.

Такая фурнитура до сих пор используется во французских домах для фиксации дверей и окон с двойными рамами. По надежности она уступает современным замкам и чаще применяется в помещениях. А чтобы подчеркнуть винтажный дух интерьера, устанавливают ложные кремоны, которые выполняют только декоративную функцию.

Облик европейского интерьера прекрасно дополняют антикварные вещицы. Например, сундук, стоящий возле окна, был куплен на французской барахолке. На полу – еще один традиционный элемент интерьера: светлый паркет, выложенный в технике «французская елка». Основное отличие этого метода укладки заключается в том, что края плашек запиливаются под углом 45 градусов. Паркет слегка потерт, и это придает интерьеру особое очарование и таинственность, делая его причастным к старинным эпохам.

Стены в квартире украшены молдингами, а потолки – богатой лепниной. Высота потолков невысокая, поскольку апартаменты находятся на верхнем этаже. В старых домах в центре Парижа более респектабельные квартиры занимали нижние этажи. Чем выше находилось жилье, тем ниже там были потолки. 

Люстры отсутствуют и в гостиной, и в столовой, где хозяин впоследствии показывал нам образцы тканей. Такой прием часто используется в европейских интерьерах. Как правило, интерьер освещают настольные лампы, бра и торшеры.
Картины – непременный атрибут европейских интерьеров. Для их владельцев – это красивый аксессуар и одновременно хорошая инвестиция. Подробнее об этом я рассказывала на лекции «12 идей американского дизайна»


У всех европейцев принято «миксовать» в интерьере современную и антикварную мебель. Такой прием придает квартире индивидуальность, ведь антикварная мебель уникальна и неповторима. Особое внимание привлекли двери, покрашенные наполовину, причем часть покраски переходит на стену. Линия соприкосновения белой и синей краски – неровная, и в этом тоже есть свой шарм.

Витиеватая лепнина на стенах, яркие шторы на окнах, торшер и настольная лампа в стиле шестидесятых делают интерьер интересным и неординарным.


Фабрика хозяина квартиры Antoine d’Albiousse существует с 1910 года и производит классические ткани. В 2007 году она перешла во владение Антуана Д’Альбиуса, и с тех пор в ее ассортименте появилась новая линия в стиле «современной классики». Ткани отличаются высоким качеством, изысканными цветами и оригинальными фактурами. Их используют в своих проектах всемирно известные дизайнеры и декораторы – Жак Гранж, Кристиан Лиэгр, Брижит Саби и др.
Владелец фабрики любезно продемонстрировал нам свои коллекции.




Во время этой поездки, мне посчастливилось посетить еще одну квартиру современного художника, на этот раз – русского происхождения. Ольга Киселева – всемирно известный автор живописных работ и интерактивных инсталляций, искусствовед, преподаватель в Сорбонне – живет в доме поблизости от Люксембургского сада в Латинском квартале. Попасть к ней в гости может не каждый, но я получила приглашение, как одноклассница Ольги.

Я была приглашена к ней на ужин французской буржуазии. Темой встречи стала эльзасская кухня. Латинский квартал – очень престижное место проживания, а сама квартира по преданию принадлежала прототипу Арамиса. Кстати, в апартаментах Ольги – высокие потолки, так как квартира находится на втором этаже. Этажом ниже раньше располагались конюшни, теперь там живут музыкант и певица. Второй этаж принадлежал хозяину дома. На третьем этаже потолки ниже, а лестница – уже. Здесь жили женщины, а еще выше – дети. Верхний этаж занимала прислуга. Парадная лестница устлана ковром, как в Эрмитаже. Даже вестибюль и холлы демонстрируют социальный статус владельцев. Дверь в квартиру Ольги оформлена пышно и нарядно, на следующем этаже – дверь более скромная, и так далее: чем выше – тем скромнее.

В интерьере художника также нет верхнего освещения. Только в столовой зоне висит современный светильник, который хозяева долго искали. Он идеально вписался в обстановку дома. Высокие потолки с балками из натурального дерева сохранили в первоначальном виде и лишь немного отреставрировали.

Над входом в кабинет красуется барельеф из мрамора, который один из древних владельцев привез из похода. А раньше он находился в одном из соборов во Флоренции.

Распашные двустворчатые двери выполнены из дуба. Они полностью повторяют дизайн старых дверей, которые были в этой квартире. Новодельные окна тоже полностью воспроизводят оригинальные образцы. Интерьер тщательно воссоздан и хранит в себе историю дома. Здесь снова звучит тема старого и нового. Полукресла XVII века обиты современной льняной тканью, которая придает им новое звучание. А ведь исторически такие предметы должны быть в обивке из шелка или бархата – тканей, которые мы видели в хранилище Tassinari&Chatel

Стену гостиной украшает гобелен, сотканный по дизайну Ольги на старейшей французской мануфактуре. Именно на ней когда-то были изготовлены шпалеры, висящие теперь в Эрмитаже. Эта работа современного художника очень интересна! Автор сочетала старинную технику и новейшие технологии. Изображение можно рассматривать, как абстрактный орнамент, а можно считать, как баркод!

Большой интерес представляет и сундук Марии Антуанетты, который был привезен из Версаля и достался супругу Ольги по наследству. В этом сундуке хранилась посуда для пикников королевы, а теперь хозяева используют его как журнальный столик и бар, где хранят разные алкогольные напитки. Среди них есть коньяки с 250-летней выдержкой, которыми нас угощали хлебосольные хозяева, так что место хранения для них выбрано правильно.

Окна в интерьере оформлены также неординарно. Здесь нет тюля, и окна не зашторены, несмотря на то, что напротив стоит дом. Такой прием идет из Голландии, где существует традиция не закрывать окна портьерами. История гласит, что в XVI веке жестокий Фернандо Альварес де Толедо, третий герцог Альба, ввел запрет на закрытые шторами окна: недовольные его правлением голландцы часто устраивали домашние цеха по производству оружия и проводили революционные собрания. Впоследствии этот приказ был отменен, но сложилась новая традиция: голландцы гордились, что им нечего скрывать, и их образ жизни соответствует христианским представлениям о морали.

В квартире Ольги Киселевой окна очень красиво задекорированы. Дорогая шелковая ткань повернута к окну и видна лишь на отворотах, в виде красивого канта, а внутрь обращена подкладка. Кстати, окна всегда было принято оформлять с помощью ткани на подкладе. Только в советские времена стали шить однослойные шторы. Теперь мы вновь возвращаем забытые традиции в свои интерьеры. Ведь помимо своей основной функции, штора может поглощать шум, а также защищать от холода и жары, идущих со стороны витражного остекления.

Рядом с окном висит картина на религиозную тему, написанная на кухонной дверце одним из ленинградских художников. Эта работа отражает находчивость художников Советского Союза, которые экономили на холсте и творили на кухонных дверцах, подлежащих утилизации. Интересно, что такие иконы более долговечны, к тому же они несут в себе историю.

С другой стороны окна висит инсталляция Ольги Киселевой, выполненная на заказ к одной из выставок. Все экспонаты были распроданы, а этот автор сохранила для себя. Он представляет собой фотографию, на которой полностью воссозданы детали натюрмортов голландских художников.

Здесь же находится еще одна работа Ольги. Светящийся белый квадрат, по задумке автора, – это своеобразный мост между Парижем и Санкт-Петербургом. Интерактивная инсталляция с помощью медиа-технологий позволяет «увидеть» небо родного города художника в режиме реального времени. Каждая точка в квадрате включается по сигналу датчиков, установленных в разных местах Петербурга. Как только освещенность города становится меньше, соответствующие лампочки на квадрате начинают выключаться. В этой работе возникает любимая тема Ольги Киселевой: тесная связь между искусством и высокими технологиями.

Многие другие элементы интерьера художника также заслуживают внимания. Например, красивая библиотека в кабинете до потолка. Достать нужную книгу с верхних полок помогает передвижная лестница. Примечательна и кухня в современном стиле с высокими шкафами известного итальянского производителя, и вытяжка, встроенная в потолок.

Я сняла серию видеоблогов об этой поездке и посещении квартир Ольги Киселевой и Antoine d’Albiousse. Смотрите видео на моем канале YouTube: Дизайн тур в Париж - 2017

В следующих выпусках мы вернемся к рассказу о посещении шоу-румов текстильных фабрик в Париже в рамках выставки Deco Off, а также Maison&Objet 2017.



New Interior
© 2007-2021 ООО "Новый Интерьер"

Правообладателем текстовых, графических, фото, видео материалов, размещенных на текущем сайте является ООО "Новый Интерьер".
Условия использования материалов.
Санкт-Петербург, ул. Лизый Чайкиной, д.25. (812) 335-20-17