Новый Париж от архитектуры до интерьеров


«Новый Париж»: от архитектуры до интерьеров…

Фото: Ольга КУЛЕКИНА

Во время нашей поездки в Париж в начале этого года нам удалось не только побывать на легендарной выставке Maison&Objet, о которой я уже писала ранее, но и посетить несколько выдающихся архитектурных объектов: штаб-квартиру благотворительного Фонда Жерома Сейду-Пате (Jérôme Seydoux-Pathé Fondation), здание Фонда Луи Виттон (Fondation Louis Vuitton) и выставочный Центр Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou).

Почему наш выбор пал на архитектуру? Во-первых, с каждым годом становится все сложнее провести четкую грань между архитектурой, дизайном, модой и иными сферами искусства. Оформляя интерьеры, мы  ищем вдохновение и в архитектурных формах, и в приемах кутюрье, и в живописных полотнах. Во-вторых, посещение этих достопримечательностей французской столицы – совершенно уникальная возможность увидеть «новый Париж», в котором современность не просто соседствует с историей, а органично вплетается в нее. Однако, обо всем по порядку.

Памятное фото с коллегами в переговорной Фонда Pathé.

Здание штаб-квартиры благотворительного Фонда Жерома Сейду-Пате построено по проекту выдающегося итальянского архитектора Ренцо Пиано (Renzo Piano). Несмотря на место расположения - в самом центре Парижа, в окружении домов, относящихся еще к временам барона Османа, - здание сложно назвать традиционным. Его купол, напоминающий панцирь броненосца, изготовлен из стекла и перфорированных алюминиевых панелей. Когда-то на этом месте находился театр, со временем переоборудованный в кинозал. Поэтому то, что сегодня здесь появился Фонд киностудии Pathé, весьма символично.

Убедиться насколько бережно архитектор вписал постройку в существующий городской ландшафт можно, посмотрев на представленный макет.

В здании фонда регулярно проходят экскурсии, которые проводят для всех желающих молодые французские архитекторы, лично принимавшие участие в воплощении проекта мэтра Ренцо Пиано.

Здание имеет многоуровневую конструкцию: на подземном и первом этажах находятся музейные пространства и кинозал, выше – архивы киностудии, а два верхних этажа отведены под офисы фонда.

В кинозале нам показали фильм о создании этого архитектурного объекта, рассказывающий об интересных приемах, использованных в ходе строительства. К примеру, железобетонные элементы были выполнены по следующей технологии: бетон наносился на металл при помощи разбрызгивателя, что давало возможность создать бионическую архитектуру.
На фото-музей истории кинематографа.

Отдельно стоит сказать об организации офисного пространства, которую мы взяли на заметку. Светлый и воздушный интерьер с отделкой из натурального дерева и открытыми стеллажами создает благоприятную атмосферу для работы.

Кстати, именно здесь купол здания предстает во всей своей красе. Стекло придает легкость пространству и позволяет проникать солнечным лучам внутрь помещений, не препятствуя естественному освещению других зданий. Конструкторы предлагали выполнить кровлю не плавной линией, а отдельными отрезками, что сильно упростило бы монтаж, но Ренцо Пиано был неумолим и добился воплощения своей идеи в первозданном виде. Каждый фрагмент стекла имеет свой собственный размер, который нигде не повторяется. Поверх стекол размещен металлический панцирь с перфорацией - он защищает пространство от нагрева и скрывает от любопытных глаз то, что происходит внутри здания.

Интересно, что площадь первого этажа здания меньше площади следующих этажей. Это позволило выделить пространство во внутреннем дворе фонда под небольшой сквер с березами, чудесный вид на который открывается каждому посетителю.

Следующим пунктом нашего путешествия стал открывшийся 27 октября 2014 года на севере Булонского леса Фонд Louis Vuitton. Здание построено по проекту американско-канадского архитектора Фрэнка Гери (о первом европейском проекте которого – здании Музея дизайна Vitra – я уже рассказывала в одной из своих статей). Большинство путешественников посещает Париж с целью изучения исторического наследия. Нам же, видевшим этот город не в первый раз, было интересно познакомиться с новыми постройками такими, как это произведение активного сторонника деконструктивизма.

В XIX веке на месте, где сегодня расположен Фонд Louis Vuitton, находился публичный аквариум. Прошлое этих мест безусловно легло в основу проекта Фрэнка Гери, лейтмотивом которого стала стихия воды. Снаружи здание представляет собой сложную композицию, напоминающее нечто среднее между «парусом» и «айсбергом». Иллюзию аквариума архитектор перенес и в интерьер выставочного центра – так, под куполом ресторана появилась стая декоративных рыб.

Задача Фонда Louis Vuitton – поддержание и развитие современного искусства во Франции и за ее пределами. Помимо постоянной экспозиции, занимающей 11 выставочных залов, каждый год в здании фонда планируется проводить две временные выставки. В одном из залов была представлена скульптура Томаса Шютте (Thomas Schütte) под названием «Человек в грязи». Тема человека – центральная тема в творчестве художника. Он смело экспериментирует с материалами, создавая фигуры из воска, керамики и стали.

В конце января здесь также проходила выставка работ швейцарского скульптура Альберто Джакометти (Alberto Giacometti). Хрупкие и удивительно трогательные герои Джакометти сделали его одним из величайших мастеров ХХ века.

Дуб, который вы видите на фотографии, работа британской художницы Таситы Дин (Tacita Dean). Ее творчество – это попытка исследовать взаимосвязь прошлого с настоящим, вымысла с реальностью. Величественное дерево, вырванное из временного и пространственного контекста, наводит на определенные размышления.

Мы смогли посетить и выставку световых инсталляций датско-исландского художника Олафура Элиассона (Olafur Eliasson). Нам посчастливилось на личном примере убедиться насколько сильное впечатление производят эти художественные произведения: зритель не просто наблюдает за экспонатами, а становится активным участником процесса. Это наглядно видно на представленных иллюстрациях - каждый гость здесь играет свою роль в театре теней. Кстати, направление искусства в котором работает Элиасон называется Оп Арт, т.е. оптическое искусство.

В здании предусмотрено отдельное пространство на 350 мест, которое может служить как конференц-залом, так и концертной площадкой.

Фонд Louis Vuitton расположен на границе между Булонским лесом и парком ботанического сада, поэтому с террас верхнего уровня посетители могут любоваться роскошными видами этих зон.

Из здания также видна Эйфелева башня - символ Парижа, вызвавший в свое время целую волну негодований.Объект Олафура Элиассона, который вы видите на фотографии, образует на поверхности пола тень, напомнившую мне эту достопримечательность французской столицы. Однако, на самом деле, работа художника под названием «Мост из будущего» - это утопическая модель, символизирующая связь времен.

Во время строительства сложные металлические конструкции производили на жителей и гостей города противоречивое впечатление. Впоследствии на них установили стекло - здание приобрело воздушный вид и перестало пугать парижан.

В фонде был представлен макет здания, а на экранах телевизоров демонстрировался фильм о строительстве этой нашумевшей постройки.

Вода здесь действительно повсюду – она как бы вливается в пространство здания, перетекая из экстерьера в интерьер и наоборот. Тем самым связь архитектуры с природой становится еще теснее.

После посещения Фонда киностудии Pathé по проекту Ренцо Пияно и Фонда Louis Vuitton, авторство которого принадлежит Фрэнку Гери, мы продолжили исследовать «новый Париж» и отправились в Центр Жоржа Помпиду.

Примечательно, что в этом здании, построенном в 1977 году по проекту все того же Ренцо Пияно, мы смогли ознакомиться с выставкой работ Фрэнка Гери. У каждого проекта американско-канадского архитектора яркий и самобытный характер. Это настоящее торжество деконструктивизма, словно опровергающее законы физики.

Макет Музея современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма в испанском городе Бильбао. С чем только не сравнивали это здание: и с футуристическим кораблем, и с причудливой птицой, и с рапускающимся цветком. Сам Гери утверждал, что все эти изгибы имеют определенное функциональное назначение – они должны улавливать солнечный свет и заставлять его блуждать внутри здания.

Макет здания Биомузея в Панаме. Уникальные несущие конструкции разрабатывались мастерской Фрэнка Гери совместно с компанией Autodesk, известным экспертом в области передовых компьютерных технологий.

Макет бизнес-школы в Сиднее, Австралия. В этом проекте архитектор отошел от столь привычных для его работ фасадов из стекла и металла. Во многом такое решение было связано с окружением – здание должно было стать одним из корпусов сиднейского университета.

«Танцующий дом» в Праге, или как его еще называют «Джинжер и Фред» или «пьяный дом», - один из самых известных европейских проектов Фрэнка Гери. Дом состоит из двух цилиндрических объемов, чем явственно напоминает пару танцоров. Сегодня в этом здании расположены офисы и ресторан, из окон которого открывается роскошный панорамный вид на чешскую столицу.

Макет Музея современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма в Абу-Даби, ОАЭ. Музей, расположенный на искуственно созданном острове, должен стать пятым филиалом всемирно известной нью-йоркской экспозиции.

Макет здания DZ Bank в Берлине, Германия. Глядя на фасады, сложно узнать почерк мастера: стройные ряды окон и утонченные детали. Но иные варианты для центра немецкой столицы были просто неприемлемы, и архитектору пришлось с этим считаться.

Макет скульптуры в порту Барселоны, Испания. Огромная рыба венчает собой торговый комплекс, построенный по проекту Фрэнка Гери. Композиция стала одним из символов Олимпиады 1992-го года.

Здесь же был представлен макет только что увиденного нами Фонда Louis Vuitton.

В это же время в выставочном Центре Жоржа Помпиду проходило еще несколько выставок, в том числе можно было увидеть ретроспективу работ Джеффа Кунса (Jeff Koons), одного из самых дорогих ныне живущих художников. Бывший брокер с Уолл-Стрит прославился на весь мир своей тягой к китчу, особенно в скульптуре.

Также в центре была представлена экспозиция, посвященная становлению и развитию предметного дизайна.

Здание Центра Жоржа Помпиду во всех смыслах является особенным архитектурным объектом. Ренцо Пияно выставил напоказ, то, что обычно прячут от посторонних глаз: фасады здания декорированы трубами, тросами лифтов и другими системами жизнеобеспечения. Кстати, это решение позволило максимально использовать внутреннее пространство здания.



New Interior
© 2007-2021 ООО "Новый Интерьер"

Правообладателем текстовых, графических, фото, видео материалов, размещенных на текущем сайте является ООО "Новый Интерьер".
Условия использования материалов.
Санкт-Петербург, ул. Лизый Чайкиной, д.25. (812) 335-20-17